СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ШАХМАТЫ (2023-2024 у.г.)

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. 

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Направление Физкультурно-спортивная
Даты проведения 15.09.2023-31.05.2024
Место проведения ГАОУ ВО «ДГУНХ»
г. Махачкала, ул. Джамалутдина Атаева, д.5. корп. 2.

Генжеев Осман Магомедрасулович – педагог дополнительного образования.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.


Количество часов программы: 144

Количество участников: 20 

Количество групп: 2 

Возраст учащихся: к участию в программе приглашаются учащиеся 1-7 классов образовательных организаций республики.  

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

- Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске, играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил, решать шахматные задачи в 1-2 хода, детей работать самостоятельно, планировать свою игру и работу, работать с шахматной литературой.

-Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции) интеллектуальные способности, творческое мышление. Повысить уровень спортивной работоспособности. Расширить кругозор ребёнка. Формировать познавательную самостоятельность.

-Воспитывать потребности в здоровом образе жизни, трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности, способности к самооценке и самоконтролю.


Содержание программы: 

  • Вводное занятие. Техника безопасности.
  • знакомство с Шахматным королевством
  • Шахматные фигуры. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.
  • Шах. Понятие о шахе.
  • Мат – цель игры. Техника «матования» одинокого короля. 
  • Короткие шахматные партии.
  • Занимательные страницы шахмат.
  • Ничья. Рокировка.
  • Шахматная нотация. Краткая и полная нотация. Запись шахматной партии
  • Шахматные комбинации. Приёмы отвлечения, завлечения и блокировки
  • Разрушение королевского прикрытия, освобождение    пространства и уничтожение защиты
  • Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах
  • Дебют. Выигрыш темпа. Гамбиты. Основы эндшпиля.
  • История шахматных турниров. Чемпионы мира по шахматам
  • Решение заданий на мат в 2 хода, на поиск ничьи
  • Спортивно-массовые мероприятия


Формы работы: 

  • групповые тренировочные занятия; 
  • групповые теоретические занятия;
  • индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям);
  • участие в матчевых встречах;
  • дидактические игры и задания;
  • участие в соревнованиях;
  • проведение шахматного турнира по для определения сильнейшего игрока среди обучающихся;
  • промежуточная и итоговая аттестация.

К участию в программе приглашаются:

  • дети школьного возраста 6-13 лет, посещающие общеобразовательную школу;
  • рекомендация/характеристика от учреждения, направляющего претендента в Региональный центр;
  • обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности, необходимые для занятий шахматами.  
[/xfvalue_course_tasks]