Экология быта (2023-2024 у.г.)
Сегодня мы начинаем понимать, что окружающая среда является самой важной общечеловеческой ценностью. Вместе с загазованным и запыленным воздухом, грязными водами близлежащей речки, некачественными продуктами питания и питьевой водой, скудностью озеленения улиц и дворов экологические проблемы пришли на порог нашего дома, в наш быт.
Нужно знать экологические проблемы быта, а также научиться бороться с их негативными проявлениями. Для этого необходимо усовершенствовать экологическую информацию, пропаганду и образование. Говоря об экологии в общем, пришло время изучить «экологию быта» в частности.
«Экология быта» - новая ветвь экологической науки. Данная программа охватывает изучение целого спектра экологических проблем в быту.
Хаттаева Айшат Мирзаевна - педагог дополнительного образования.
Отличительная особенность программы «Экология быта» в том, что учащиеся осваивают способы уменьшения отрицательного влияния среды обитания - жилища на состояние здоровья всех членов семьи. Где хранить и как следует использовать препараты бытовой химии? Как уменьшить поступление тяжелых металлов, нитратов и пестицидов в наш организм в составе продуктов питания? Как следует обращаться с токсичными бытовыми отходами? И многое другое.
Обучающиеся, приобретая знания в процессе прохождения данной программы, будут чувствовать себя боле комфортно в социуме, обеспечит их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Данная программа по уровню сложности содержания является ознакомительной.
Цель данной программы – изучение экологического состояния быта как среды обитания человека и обобщение экологической информации.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений об экологии быта
- Изучение воздействия микроклимата на самочувствие человека.
- Изучение способов снижения негативного влияния жизнедеятельности на среду обитания.
- Обучение приёмам коллективной и самостоятельной работы. Закрепление полученных знаний путем применения их в практической деятельности и в быту.
Развивающие:
- Развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними.
- Развитие умения учащихся выполнять авторские проекты и исследовательские работы.
- Развитие и укрепление познавательный интерес школьников к улучшению экологии жилища.
- Формирование у учащихся положительной мотивации по решению экологических проблем в быту.
- Задействование воспитательного потенциала семьи в улучшении экологического состояния квартиры.
- Выработка навыков здорового образа жизни.
Содержание данной программы направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших особые способности;
- профессиональную ориентацию;
- социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся.
Группа / категория учащихся: 10-13 лет. Состав не менее 15 человек.
Формы проведения занятий:
Теория - беседа, лекция, разъяснение, дискуссии. Практические работы проводятся в виде лабораторных занятий и практических работ.
Нетрадиционные формы занятия – постановка и решение проблемных ситуации, тесты, самостоятельная работа, викторины, разработка авторских и исследовательских проектов. Экскурсии встречи со специалистами - одна из основных форм расширения и закрепления, полученных знании.
Режим работы:
Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут с 15 минутным перерывом (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14).
Срок реализации программы: программа «Экология быта» - рассчитана на 36 недель, 4 часа в неделю (всего 144 часа).
Ожидаемые результаты:
К концу прохождения данного курса дети должны знать:
- понятия об экологии быта, его безопасности, об фито дизайне, интерьере помещений;
- способы снижения негативного влияния жизнедеятельности на среду обитания - жилища;
- меры по профилактике заболеваний;
- различные методы исследований;
- источники загрязнения внутренней среды жилища;
- владеть навыками здорового образа жизни;
Учащиеся должны уметь:
- элементарно оценивать экологическое состояние своего жилища;
- аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций;
- владеть простейшими методами' определения загрязняющих веществ воде, в продуктах, в воздухе;
- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;
- владеть приёмами коллективной и самостоятельной работы;
- уметь использовать полученные знания путем применения их в практической деятельности и в быту;
- уметь выполнять авторские проекты и исследовательские работы.