Физика и экология (2023-2024 у.г.)
Становление ответственного отношения обучающихся к окружающей природной среде и здоровью человека происходит на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения. Экологическая ответственность у обучающихся формируется в процессе экологического воспитания, которое, в свою очередь, осуществляется в процессе изучения различных предметов, обогащенных экологическими знаниями.
На первый взгляд экология и физика кажутся понятиями просто несовместимыми. Однако это далеко не так. Дело в том, что результаты исследований физики и внедрение их в промышленное производство являются одним из самых главных источников, загрязняющих окружающую среду. Широко используют эту науку атомная промышленность и энергетика, а также многие другие отрасли народного хозяйства страны. Не секрет, что все они в той или иной степени отрицательно влияют на окружающую человека природную обстановку.
Абакарова Алжанат Ахмеднабиевна - педагог дополнительного образования.
Программа в том, чтобысформировать у учащихся целостной картины физического мира, взаимосвязи окружающего пространства и экологии, в подробном рассмотрении физических явлений, причин их возникновения и закономерностей развития и их влияния на живые организмы. В данной программе рассматриваются причинно-следственные связи между изменениями окружающей среды и существующими на нашей планете формами жизни, их эволюцией и причинами вымирания. А также рассматривается влияние антропогенного фактора на экологию.
Цель - развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся посредством уяснения связи между состоянием окружающей среды и физическими процессами, выявления экологических проблем и путей их решения.
Задачи:
образовательные:
-сформировать систему знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии цивилизации,
- ознакомить с основными законами экологии, принципами деятельности человечества, осознание объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития
- сформировать начальные исследовательские умения для мониторинга окружающей среды.
- сформировать начальные навыки технического моделирования и проектирования.
воспитательные:
- формировать у обучающихся бережное отношение к природе;
- формировать у обучающихся основы экологически грамотного поведения;
- формировать у обучающихся свое отношение и позиция по вопросам охраны окружающей среды;
- формировать у учащихся способность самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки.
-сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- сформировать у учащихся осознание себя как члена общества на глобальном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона), осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
развивающие:
- развивать познавательные интересы, формировать интеллектуальные и творческие результаты;
- развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Возраст обучающихся: программа «Физика и экология» предназначена для обучающихся 10 - 14 лет.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 36 недель - 144 часа в год
Особенности организации образовательного процесса.
Для зачисления в группу специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие.
Наполняемость одной группы не менее 15 обучающихся. Группы комплектуются в начале учебного года. Состав группы - постоянный, разновозрастной.
Режим занятий
2 раза в неделю по 2 ч (по 45 минут с перерывом 10-15 минут
Расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.12251-03».
Ожидаемы результаты
Личностные
Обучающиеся стали бережнее относиться к природе. Демонстрируют экологически грамотное поведение. У них сформировано отношение и позиция по вопросам охраны окружающей среды. Обучающиеся проявляют способность самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки.
Метапредметные
Обучающиеся начали осознавать себя как члена общества на глобальном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона), у них сформировано осознание значимости и общности глобальных проблем человечества, сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
Обучающиеся демонстрируют умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств, умеют строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Предметные
У обучающихся сформирована система знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, принципах деятельности человечества, осознание объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним применительно к учебным предметам, входящим в состав обязательных предметных областей, а также идет формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды.
Обучающиеся должны знать:
-основные физические термины и понятия;
-особенности развития науки физики и связь ее с другими науками;
-этапы развития города как центра научной мысли;
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;
- высказывать собственное отношение к явлениям современной жизни;
- вести поисковую работу;
- овладеть навыками проектной деятельности;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природе.