СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ШАХМАТЫ (2023-2024 у.г.)
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Генжеев Осман Магомедрасулович – педагог дополнительного образования.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
Количество часов программы: 144
Количество участников: 20
Количество групп: 2
Возраст учащихся: к участию в программе приглашаются учащиеся 1-7 классов образовательных организаций республики.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске, играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил, решать шахматные задачи в 1-2 хода, детей работать самостоятельно, планировать свою игру и работу, работать с шахматной литературой.
-Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции) интеллектуальные способности, творческое мышление. Повысить уровень спортивной работоспособности. Расширить кругозор ребёнка. Формировать познавательную самостоятельность.
-Воспитывать потребности в здоровом образе жизни, трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности, способности к самооценке и самоконтролю.
Содержание программы:
- Вводное занятие. Техника безопасности.
- знакомство с Шахматным королевством
- Шахматные фигуры. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.
- Шах. Понятие о шахе.
- Мат – цель игры. Техника «матования» одинокого короля.
- Короткие шахматные партии.
- Занимательные страницы шахмат.
- Ничья. Рокировка.
- Шахматная нотация. Краткая и полная нотация. Запись шахматной партии
- Шахматные комбинации. Приёмы отвлечения, завлечения и блокировки
- Разрушение королевского прикрытия, освобождение пространства и уничтожение защиты
- Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах
- Дебют. Выигрыш темпа. Гамбиты. Основы эндшпиля.
- История шахматных турниров. Чемпионы мира по шахматам
- Решение заданий на мат в 2 хода, на поиск ничьи
- Спортивно-массовые мероприятия
Формы работы:
- групповые тренировочные занятия;
- групповые теоретические занятия;
- индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям);
- участие в матчевых встречах;
- дидактические игры и задания;
- участие в соревнованиях;
- проведение шахматного турнира по для определения сильнейшего игрока среди обучающихся;
- промежуточная и итоговая аттестация.
К участию в программе приглашаются:
- дети школьного возраста 6-13 лет, посещающие общеобразовательную школу;
- рекомендация/характеристика от учреждения, направляющего претендента в Региональный центр;
- обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности, необходимые для занятий шахматами.