ОЛИМПИАДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Альтаир _Осень 2023_Наука
Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
Билалова Ирина Владимировна - учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РД.
Количество часов программы: 60
Количество участников: 15
Количество групп: 1
Возраст учащихся: к участию в программе приглашаются учащиеся 10-11 классов образовательных организаций республики.
Цель: подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде по литературе.
Задачи:
- освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
- повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;
- расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
- проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.
Содержание программы:
- Роды и жанры литературы. Роман и его разновидности.
- Жанры критической литературы.
- Сюжет и фабула. Композиция.
- Система персонажей. Способы создания персонажей. Интертекст.
- Хронотоп. Время и пространство в литературном тексте: основные понятия и подходы к анализу. Типология художественного времени и пространства.
- Виды и средства комического.
- Юмор, ирония, сатира.
- Системы стихосложения. Силлабо-тоника.
- Средства художественной выразительности.
- Размер, рифма, рифмовка, строфика поэтического текста. Семантический ореол метра (М. Л. Гаспаров).
- Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр, мнимая проза.
- Знакомство с подходами к анализу прозаических текстов.
- Культурно-исторические эпохи, направления и течения в литературе. Древнерусская литература.
- Литература классицизма.
- Основные явления и имена русской литературы первой половины XIX вв.
- Основные явления и имена русской литературы второй половины XIX вв.
- Модернизм. Стадии. Особенности. Поиски. Многообразие течений.
Формы работы:
- групповые и
- индивидуальные.
Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Распорядок дня:
08.20– 08.55 - ЗАВТРАК
1 пара: 09:00 –10:30
2 пара: 10:40 –12:10
12:20 – 13:00. – ОБЕД
3 пара: 13:10 –14:40
15:00 – 15:20. – ПОЛДНИК
15:20 – 18:00 – Активный отдых.
18:00 – 18:30 – 1 УЖИН
19:00 – 20:30 – Самоподготовка
20:30 – 21:00 – 2 УЖИН
21:00 – 22:00 – Свободное время
22:00 – Отбой.
Расписание:
Понедельник – Воскресенье: 09:00- 14:40 часов
Прием заявок завершается 25 октября 2023.
Списки зачисленных в смену будут размещены на сайте Центра 26 октября: altair-rd.ru
К участию в программе приглашаются:
- победитель/призер конкурсов профессионального мастерства школьного, муниципального, республиканского или федерального уровня;
- участие в мастер-классах, круглых столах, конференциях в профильной области искусства;
- рекомендация/характеристика от учреждения, направляющего претендента в Региональный центр;
- демонстрация навыков профессионального мастерства (очно или заочно);
- творческие достижения учащихся (результаты выступления в творческих конкурсах различного уровня, а также в иных мероприятиях, входящих в Перечень мероприятий государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности);
- предоставление творческого портфолио ученика, включающего фотографии, сканированные копии, видеозаписи и пр.;
- результаты выполнения заданий, предложенных разработчиками программы, в том числе творческих работ, мотивационных писем.