ОЛИМПИАДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Альтаир _Зима 2024_Наука
Углубленное изучение литературы как вида искусства и области науки, ее составных элементов путем реализации авторских средств и методов обучения, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов теории и практики.
Билалова Ирина Владимировна – учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РД, педагог дополнительного образования.
Количество часов программы: 60
Количество участников: 15
Количество групп: 1
Возраст учащихся: к участию в программе приглашаются учащиеся 9-11 классов образовательных организаций республики.
Цель: подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде по литературе (региональный этап).
Задачи:
- освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
- повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;
- расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
- проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.
Содержание программы:
Темы:
- Роды и жанры литературы. Эпические и драматические жанры. Роман и его разновидности.
- Лирические и лироэпические жанры
- Жанры критической литературы.
- Сюжет и фабула. Элементы сюжета.
- Композиция. Виды композиции.
- Система персонажей. Способы создания персонажей.
- Текст. Контекст. Интертекст.
- Хронотоп. Время и пространство в литературном тексте: основные понятия и подходы к анализу. Типология художественного времени и пространства.
- Системы стихосложения. Силлабо-тоника. Средства художественной выразительности. Звукопись.
- Культурно-исторические эпохи, направления и течения в литературе. Древнерусская литература.
- Литература классицизма.
- Основные явления и имена русской литературы XIX-XX вв.
- Художественные искания Серебряного века: имена и произведения.
- Ключевые идеи и произведения прозы Серебряного века. Общее представление о романном творчестве символистов.
- Знаковые имена и произведения современной русской литературы. Основные темы и направления идейного поиска.
- Современная русская поэзия. Традиции и новаторство.
Формы работы:
групповые и индивидуальные. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Распорядок дня:
08.20– 08.55 - ЗАВТРАК
1 пара: 09:00 –10:30
2 пара: 10:40 –12:10
12:20 – 13:00. – ОБЕД
3 пара: 13:10 –14:40
15:00 – 15:20. – ПОЛДНИК
15:20 – 18:00 – Активный отдых.
18:00 – 18:30 – 1 УЖИН
19:00 – 20:30 – Самоподготовка
20:30 – 21:00 – 2 УЖИН
21:00 – 22:00 – Свободное время
22:00 – Отбой.
Расписание: Понедельник – Воскресенье: 09:00- 14:40 часов
К участию в программе приглашаются:
- победитель/призер конкурсов профессионального мастерства школьного, муниципального, республиканского или федерального уровня;
- участие в мастер-классах, круглых столах, конференциях в профильной области искусства;
- рекомендация/характеристика от учреждения, направляющего претендента в Региональный центр;
- демонстрация навыков профессионального мастерства (очно или заочно);
- творческие достижения учащихся (результаты выступления в творческих конкурсах различного уровня, а также в иных мероприятиях, входящих в Перечень мероприятий государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности);
- предоставление творческого портфолио ученика, включающего фотографии, сканированные копии, видеозаписи и пр.;
- результаты выполнения заданий, предложенных разработчиками программы, в том числе творческих работ, мотивационных писем.