Литература (2023-2024 у.г.)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадный интенсив. Литература» для учащихся 14-16 лет общеобразовательных организаций Республики Дагестан. Педагогическая целесообразность программы основана на отборе содержания учебного материала с учетом возрастных особенностей обучающихся, практической направленности обучения, формирования базы знаний, способствующей достижению высоких результатов в олимпиадах и других соревнованиях.
Программа рассчитана на 9 недель обучения. Объем материала за период обучения составляет 36 часов.
Билалова Ирина Владимировна - учитель русского языка и литературы ГБОУ РД "РМЛИ ДОД", Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РД.
Количество часов программы: 36
Количество участников: 300
Количество групп: 3
Возраст учащихся: к участию в программе приглашаются учащиеся 14-16 лет образовательных организаций республики.
Цель:формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме; подготовка обучающихся ко Всероссийской олимпиаде по литературе.
Задачи:
- освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
- повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;
- расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
- проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.
Содержание программы:
- Знакомство со структурой заданий этапов ВсОШ по литературе и основными ресурсами для подготовки. Стратегии подготовки. Чтение и разбор работ победителей регионального этапа ВсОШ по литературе.
- Роды и жанры литературы. Роман и его разновидности. Жанры критической литературы.
- Сюжет и фабула. Композиция.
- Система персонажей. Способы создания персонажей.
- Интертекст.
- Хронотоп. Время и пространство в литературном тексте: основные понятия и подходы к анализу. Типология художественного времени и пространства.
- Виды и средства комического.
- Юмор, ирония, сатира. Анализ рассказов М. М. Зощенко и Тэффи.
- Системы стихосложения. Силлабо-тоника. Средства художественной выразительности. Звукопись.
- Размер, рифма, рифмовка, строфика поэтического текста. Семантический ореол метра (М. Л. Гаспаров). Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр, мнимая проза.
- Знакомство с подходами к анализу прозаических текстов. Разбор и обсуждение произведения малого эпического жанра (рассказа).
- Разбор и обсуждение домашнего задания. Медленное чтение малых прозаических текстов.
- Культурно-исторические эпохи, направления и течения в литературе. Древнерусская литература.
- Литература классицизма.
- Основные явления и имена русской литературы XIX-XX вв.
- Художественные искания Серебряного века: имена и произведения.Знакомство с подходами к анализу поэтических текстов. Разбор и обсуждение поэтического произведения (стихотворения).
- Архетип. Ключевые идеи и произведения прозы Серебряного века. Общее представление о романном творчестве символистов. Леонид Андреев: жизнь и творчество. «Иуда Искариот»: интерпретация вечного сюжета и тема морального выбора.
- Знаковые имена и произведения современной русской литературы. Основные темы и направления идейного поиска.
- Современная русская поэзия. Традиции и новаторство.
- Изучение основных типов творческих заданий регионального этапа ВсОШ по литературе. Разбор творческих заданий прошлых лет.
Формы работы:
- дискуссия;
- работа с прессой и литературой;
- зачёты;
- презентации;
- лекции;
- тренинги и др.
Расписание:
Понедельник-пятница
09:00 - 20:00 часов (в удобное для обучающихся время)
К участию в программе приглашаются учащиеся 14-16 лет общеобразовательных организаций Республики Дагестан, все интересующиеся предметом «Литература» и обладающие определенным багажом знаний, умений и навыков по предмету.