Заповедный Дагестан (2023-2024 у.г.)
В настоящее время, в условиях значительного роста антропогенного воздействия на природные сообщества нашей республики, страны и планеты в целом, возникает необходимость развития и расширения экологического образования. Широкое распространение экологической культуры даст возможность предотвратить непосредственное отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.
Данная дополнительная общеобразовательная программа поможет обучающимся познакомиться с системой, основными категориями, особенностями природных условий редкими и исчезающими видами животных и растений особо охраняемых природных территорий, в частности особо охраняемых природных территорий Дагестана.
Магомедова Марьям Гаджимурадовна - педагог дополнительного образования.
Программа заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для формирования у обучающихся представления об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы; содействует их профессиональному самоопределению.
Возраст обучающихся: программа «Заповедный Дагестан» предназначена для дополнительных занятий с членами объединения 10-14 лет и рассчитана на 18 недель. Общее количество часов – 144.
Формы занятий:
- теоретические занятия, в том числе лекции на территории ООПТ;
- практические занятия;
- выполнение учебно-исследовательских работ;
- экскурсии на ООПТ;
- мастер-классы;
- интеллектуальные марафоны;
- экологические праздники;
- экологические акции;
- олимпиады;
- слеты;
- фотовыставки;
- ярмарки;
- проекты (образовательные, социальные).
Цель – привлечь внимание детей к ценностям заповедных территорий путем ознакомления обучающихся с основными особенностями особо охраняемых природных территорий, их деятельностью, а также с ООПТ Республики Дагестан и их редкими и охраняемыми видами флоры и фауны.
Предложенная программа теоретических и практических заданий направлена на решение актуальных современных задач:
- заложить основы знаний об особо охраняемых природных территориях;
- ознакомить с категориями особо охраняемых природных территорий России и их особенностями;
- развивать интерес к природоохранной деятельности через знакомство с деятельностью заповедников, т.е. профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;
- способствовать расширению кругозора и познавательной активности обучающихся.
Реализация цели и задач предполагает:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, расширение творческого потенциала обучающихся;
- формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
По итогам реализации программы, обучающиеся узнают:
- основные категории особо охраняемых природных территорий России: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады;
- федеральные и региональные особо охраняемы природные территории Республики Дагестан;
- основные направления деятельности особо охраняемых природных территорий;
- редкие и охраняемые виды флоры и фауны федеральных особо охраняемых природных территорий Республики Дагестан.
Ожидаемые результаты
В результате освоения данной программы может обладать следующими компетенциями:
- применять теоретические знания при составлении характеристик отдельных ООПТ (по выбору);
- пользоваться экологической терминологией;
- определять особенности природных условий отдельных ООПТ (по выбору);
- выявлять охранный статус представителей растительного и животного мира на основе анализа Интернет-ресурсов;
- самостоятельно работать с источниками дополнительной литературы, находить и обрабатывать необходимую информацию для учебно-исследовательских работ.