Заповедный Дагестан (2023-2024 у.г.)

В настоящее время, в условиях значительного роста антропогенного воздействия на природные сообщества нашей республики, страны и планеты в целом, возникает необходимость развития и расширения экологического образования. Широкое распространение экологической культуры даст возможность предотвратить непосредственное отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.

Данная дополнительная общеобразовательная программа поможет обучающимся познакомиться с системой, основными категориями, особенностями природных условий редкими и исчезающими видами животных и растений особо охраняемых природных территорий, в частности особо охраняемых природных территорий Дагестана.

Для участия в отборе необходимо подать заявку на нашем сайте и на навигаторе дополнительного образования.
Направление Естественные
Даты проведения 01.09.2023-31.05.2024
Место проведения Центр развития талантов "Альтаир"

Магомедова Марьям Гаджимурадовна - педагог дополнительного образования.


Программа заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для формирования у обучающихся представления об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы; содействует их профессиональному самоопределению.

Возраст обучающихся: программа «Заповедный Дагестан» предназначена для дополнительных занятий с членами объединения 10-14 лет и рассчитана на 18 недель. Общее количество часов – 144. 

Формы занятий:

  • теоретические занятия, в том числе лекции на территории ООПТ;
  • практические занятия;
  • выполнение учебно-исследовательских работ;
  • экскурсии на ООПТ;
  • мастер-классы;
  • интеллектуальные марафоны;
  • экологические праздники;
  • экологические акции;
  • олимпиады;
  • слеты; 
  • фотовыставки;
  • ярмарки;
  • проекты (образовательные, социальные).

Цель – привлечь внимание детей к ценностям заповедных территорий путем ознакомления обучающихся с основными особенностями особо охраняемых природных территорий, их деятельностью, а также с ООПТ Республики Дагестан и их редкими и охраняемыми видами флоры и фауны.  

Предложенная программа теоретических и практических заданий направлена на решение актуальных современных задач: 

  • заложить основы знаний об особо охраняемых природных территориях; 
  • ознакомить с категориями особо охраняемых природных территорий России и их особенностями;
  • развивать интерес к природоохранной деятельности через знакомство с деятельностью заповедников, т.е. профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • способствовать расширению кругозора и познавательной активности обучающихся. 

Реализация цели и задач предполагает:

- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, расширение творческого потенциала обучающихся;

- формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); 

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); 

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). 


По итогам реализации программы, обучающиеся узнают: 

- основные категории особо охраняемых природных территорий России: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; 

- федеральные и региональные особо охраняемы природные территории Республики Дагестан; 

- основные направления деятельности особо охраняемых природных территорий;

- редкие и охраняемые виды флоры и фауны федеральных особо охраняемых природных территорий Республики Дагестан. 



Ожидаемые результаты 

В результате освоения данной программы может обладать следующими компетенциями:

- применять теоретические знания при составлении характеристик отдельных ООПТ (по выбору); 

- пользоваться экологической терминологией; 

- определять особенности природных условий отдельных ООПТ (по выбору);

- выявлять охранный статус представителей растительного и животного мира на основе анализа Интернет-ресурсов;

- самостоятельно работать с источниками дополнительной литературы, находить и обрабатывать необходимую информацию для учебно-исследовательских работ. 

[/xfvalue_course_tasks]