Олимпиадный интенcив. Литература
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадный интенсив. Литература» для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций Республики Дагестан.
Билалова Ирина Владимировна - учитель русского языка и литературы ГБОУ РД "РМЛИ ДОД", Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РД
Цель:
Формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме; подготовка обучающихся ко Всероссийской олимпиаде по литературе.
Задачи:
освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;
расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.
Содержание программы:
- Знакомство со структурой заданий этапов ВсОШ по литературе и основными ресурсами для подготовки. Стратегии подготовки. Чтение и разбор работ победителей регионального этапа ВсОШ по литературе.
- Роды и жанры литературы. Роман и его разновидности. Жанры критической литературы.
- Сюжет и фабула. Композиция.
- Система персонажей. Способы создания персонажей.
- Интертекст.
- Хронотоп. Время и пространство в литературном тексте: основные понятия и подходы к анализу. Типология художественного времени и пространства.
- Виды и средства комического. Юмор, ирония, сатира. Анализ рассказов М. М. Зощенко и Тэффи. Системы стихосложения. Силлабо-тоника.
- Средства художественной выразительности. Звукопись. Размер, рифма, рифмовка, строфика поэтического текста. Семантический ореол метра (М. Л. Гаспаров). Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр, мнимая проза.
- Знакомство с подходами к анализу прозаических текстов. Разбор и обсуждение произведения малого эпического жанра (рассказа). Разбор и обсуждение домашнего задания. Медленное чтение малых прозаических текстов.
- Культурно-исторические эпохи, направления и течения в литературе. Древнерусская литература. Литература классицизма. Основные явления и имена русской литературы XIX-XX вв. Художественные искания Серебряного века: имена и произведения. Знакомство с подходами к анализу поэтических текстов. Разбор и обсуждение поэтического произведения (стихотворения).
- Архетип. Ключевые идеи и произведения прозы Серебряного века. Общее представление о романном творчестве символистов. Леонид Андреев: жизнь и творчество. «Иуда Искариот»: интерпретация вечного сюжета и тема морального выбора. Знаковые имена и произведения современной русской литературы. Основные темы и направления идейного поиска.
- Современная русская поэзия. Традиции и новаторство.
- Изучение основных типов творческих заданий регионального этапа ВсОШ по литературе. Разбор творческих заданий прошлых лет.
Расписание:
Среда - Четверг - Пятница:
1 группа: 19.00-19.30
2 группа: 19.35.-20.05
3 группа: 20.10.-20.40
В отборе могут принимать участие учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Республики Дагестан, все интересующиеся предметом «Литература», обладающие определенным багажом знаний, умений и навыков по предмету.