Программа повышения квалификации для педагогов "МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК В 4–7 КЛАССАХ: ПРОГРАММА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ"Е"

Программа повышения квалификации для педагогов "МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК В 4–7 КЛАССАХ: ПРОГРАММА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ"Е"
Новости
10:44, 19 апрель 2023
79

Целевая аудитория:

Программа повышения квалификации ориентирована на педагогов, работающих в области дополнительного образования со школьниками 4–7 классов:

– педагоги региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по модели «Сириуса»;
– руководители математических кружков и методических объединений;
–учителя, работающие в 4–7 классах в школах с повышенным уровнем подготовки в математической и естественно-научной области;
– педагоги, осуществляющие подготовку школьников к участию в математических и интеллектуальных соревнованиях;
– учителя начальной школы, желающие повысить свою квалификацию в работе с одаренными школьниками 4 класса и старше;
– молодые специалисты и студенты старших курсов, преподающие в школах.

Цели и задачи программы:

– развитие профессиональных компетенций, методических и практических навыков работы учителей со школьниками 4–7 класса;
– повышение профессионального мастерства педагогов, работающих в предпрофильных физико-математических классах и региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по модели «Сириуса»;
– снижение проблемы «ступеньки» (скачка в знаниях, методах, требованиях) между начальной школой и средним звеном в области математики;
– знакомство слушателей с педагогическим опытом и технологиями работы со школьниками ведущих педагогов России, подготовивших десятки призеров и победителей Всероссийских олимпиад школьников по математике.

Основа математики – это не умение быстро и безошибочно решать примеры и типовые задачи или оформлять решение стандартным способом. Основная задача учителя математики – в первую очередь, сформировать навыки строгих логических рассуждений, критического мышления, изучить основные методы математических рассуждений и доказательств. Эти навыки широко применяются в дальнейшем не только в предметах естественно-научного цикла, но и в гуманитарной области. Основы для подобных навыков необходимо закладывать в 4–7 классе, когда уже сформирована способность к восприятию абстрактных структур и взаимосвязей между ними, но еще не стартовала полноценная предметная нагрузка и выматывающий цикл подготовки к олимпиадам и экзаменам.


На программе повышения квалификации будет рассмотрен теоретический материал по особенностям возрастного восприятия и представлены методические разработки учебных модулей и отдельных уроков. В результате у слушателей должно сформироваться цельное представление о методических подходах к работе со школьниками 4–7 классов, а именно как эффективнее познакомить учеников 4–7 класса со сложными логическими и общематематическими понятиями и методами рассуждений на осязаемых примерах. В результате обучения у педагогов появится возможность скомпоновать одногодичный или даже двухгодичный курс олимпиадной математики для начинающих.

Набирается 2 группы педагогов по 50 участников, часть занятий будет общей.

Первая группа будет состоять из педагогов, которые только начинают вести кружки. Рассматриваются вопросы организации занятий (на основе ведущих кружков России по математике, имеющих высокие результаты работы), программа первых двух лет занятий. Представлена методическая копилка по игровым формам проведения занятий. Особо рассматривается вопрос, чему не надо учить школьников – этот вопрос с расширением системы кружков становится все более актуальным.

Вторая группа будет состоять из педагогов, которые уже имеют опыт проведения кружков и хотели бы подробно ознакомится с опытом работы ведущих кружков России по математике.

Основа работы сильного кружка 1–2 года – обучение методам рассуждений, а не конкретным фактам и приемам решения задач.

Общих методов рассуждений, доступных ученикам кружка 1–2 года обучения, не так много (двойной подсчет, рассуждения от противного, принцип крайнего, упорядочивание, классификация и разбиение на части, переход к дополнению, соображения чётности, постепенное конструирование и организация процессов, использование соображений делимости, оценка + пример, зацикливание и т.д.), в отличие от конкретных узких приемов решения задач, которые особо ничему не учат, – кроме как решать задачи данного конкретного типа. На программе будут обсуждаться основные методы рассуждения, которые должны быть освоены на кружке 1–2 года обучения, рассмотрены методики преподавания соответствующих тем на основе опыта ведущих кружков России.

Программа повышения квалификации включает следующие формы работы: лекции, семинары, тематические беседы, мастер-классы, самостоятельную работу, круглый стол.

На программе будут преподавать руководители сильнейших математических кружков России, руководители и ведущие преподаватели математических программ Образовательного центра «Сириус».

Итоговое мероприятие программы – круглый стол, который предусматривает обсуждение:

– результатов групповой работы слушателей по выбранной теме;
– опыта работы слушателей, осуществляющих обучение в региональных центрах, классах с углубленным изучением математики, кружках, факультативах.

По итогам программы слушатели получают удостоверение о повышении квалификации в объеме 56 часов.

Слушатели программы получат знания, умения и навыки, позволяющие:

– создавать творческую среду для поддержки и сопровождения детей, одаренных в области математики;
– осуществлять качественную подготовку учащихся 4–7 классов к участию в математических олимпиадах;
– осознанно выбирать и использовать образовательные технологии, методы и средства, необходимые для эффективного изучения математики школьниками на углубленном уровне;
– включать задачи на ключевые методы математических рассуждений в школьный курс на протяжении всего обучения в средней школе.